Чек-лист по SEO-оптимизации интернет-магазина

Чек-лист по SEO-оптимизации интернет-магазина

Однажды, у автора настоящей статьи состоялся весьма интересный разговор, в рамках которого обсуждались факторы технической SEO-оптимизации которые, по мнению автора, имеют ключевое значение. На основе того разговора и возникла идея составить своеобразный чек-лист с перечнем данных факторов. Автор признает, что какие-то из них могут показаться спорными, или же их влияние выглядит слишком преувеличенным, но комплекс данных факторов апробирован на практике на относительно «больших» сайтах и сомневаться в его эффективности автору не приходится.

Пункты ниже идут от меньшего к большему: Сначала идут наименее значимые факторы, в конце, наиболее значимые. Сразу стоит оговориться, что внешние факторы продвижения в данной статье не рассматриваются. Речь идет только о внутренней оптимизации (и, естественно, речь идет об оптимизации магазинов).

Пункт 1. HTTPS-сертификат для сайта

Нельзя недооценивать важность SSL-сертификата для домена и его влияние на поисковое продвижение магазина. Для чего может понадобится SSL-сертификат магазину? Как минимум, для внедрения онлайн-оплаты на сайте. Да и в целом, сертификат значительно поднимет траст сайта (А если принимать во внимание заявления Гугла о том, что Хром будет помечать сайты без https как небезопасные — такой сертификат просто жизненно важен).

Пункт 2. Выполнение рекомендаций Google Pagespeed

По мнению автора статьи — данный пункт очень переоценен. К сожалению, многие пункты рекомендаций просто нет смысла выполнять. Итак, какие рекомендации стоит принять во внимание?

Можно составить примерно такой список:

  1. Сократить время ответа сервера (если возможно)
  2. Использовать gzip, где требуется (по возможности)
  3. Сжать JS и CSS
  4. Перенести неосновной JS в конец страницы
  5. Использовать модуль сжатия картинок (особо важный пункт для интернет-магазинов)

Собственно всё. Даже если google будет продолжать ругаться, выполнение данных пунктов значительно сократит время загрузки страницы. Ну и конечно, мощный сервер играет также большую роль.

Пункт 3. Валидная карта сайта и robots.txt

Очевидный пункт который, однако, имеет определенную важность — валидная карта сайта помогает роботам поисковых систем лучше индексировать сайт. А robots.txt — наоборот, закрыть от поисковиков «мусорные» страницы.

Пункт 4. 301-редирект с 404 страниц

На самом деле, данный пункт более важен для информационных страниц, нежели для товарных страниц Интернет-магазина. Но, случается так, что, ввиду каких-либо событий, могла измениться структура каталога. В таком случае поисковику нужно сообщить, что все товарные страницы находятся теперь по новому адресу. Для этого нужно добавить соответствующее правило в файл .htaccess.

Пункт 5.  Виджеты и кнопки соц. сетей

Для этого пункта следует сделать такое же примечание, как и для предыдущего: По мнению автора, для магазинов пункт «социальных сигналов» менее важен, чем для информационных сайтов. Но, всё равно — данный пункт учитывается поисковиками при оценке «траста» сайта. Вероятно, учитывается количество участников и активность в сообществах группы, а также репосты товаров с помощью кнопок соц. сетей. Для Яндекса, определенно, важен факт взаимодействия с их виджетом «кнопки соц.сетей», если он, конечно, представлен на сайте.

Пункт 6. Описания товаров

Описания товаров в интернет-магазине можно разделить на два подпункта:

  1. Это, непосредственно, текстовое описание
  2. И характеристики товаров. Которые, как правило, идут отдельным модулем

Если такое разделение присутствует, то в текстовом описании будет логично не дублировать контент, а публиковать краткий маркетинговый текст, связанный с данным товаром.

Что же касается характеристик — они должны быть заполнены достаточно полно. Как минимум, для того, чтобы существовала возможность фильтрации товаров по той или иной характеристике на списке товаров.

С точки зрения поисковика, к слову, оба формата являются описанием товара. Поэтому, не так страшно, если не заполнено текстовое описание у карточки товара (При учете, что характеристики заполнены полностью). С точки зрения влияния описания на ранжирование в поиске — этот момент довольно интересен: Понятно, что характеристики будут +- у всех магазинов одинаковыми и можно попытаться «выехать» только за счет маркетингового текста. Но при этом, нет явных доказательств тому, что маркетинговый текст (при учете, что это массовый товар) оказывает сколько-нибудь значительное влияние на ранжирование в поиске. Поэтому, представляется сомнительным, что данный фактор следует рассматривать как основной, несмотря на его очевидность.

Пункт 7. Мультимедийный контент

Влияние мультимедийного контента на поисковое продвижение следует рассматривать только с учетом улучшения ПФ на карточке товара. Под мультимедийным контентом в данном случае подразумевается: Видео на карточке, несколько фотографий товара, инструкция, возможно, 3-д модель товара и т.п. Цель публикации данного контента одна — сделать взаимодействие потенциального покупателя с товарной страницей магазина более приятной и мотивировать его совершить покупку именно в этом магазине. При этом, не стоит забывать, что с помощью мультимедийного контента можно также охватить те группы покупателей, которые на данный момент находятся на более ранней стадии принятия решения о покупке (К примеру, пока только ищут информацию о товаре).

Пункт 8. Блоки с отзывами о магазине и товарах

Данный пункт по своей задаче совпадает с предыдущим, и отзывы о магазине и отзывы о товарах должны склонять покупателя купить этот товар именно в этом магазине. И, если отзывы о магазине, должны убедить покупателя в том, что в данном магазине стоит совершить покупку, то задача отзывов о товаре более широкая: Возвращаясь к пометке в предыдущем пункте об охвате групп покупателей, которые находятся на разной стадии принятия решения о покупке — в данном случае, отзывы о товаре являются достаточно значимым фактором. Т.к. покупатель, убедившись в том, что данный товар был куплен рядом людей и данных людей данный товар устроил, с высокой степенью вероятности совершит покупку данного товара. А прохождение покупателем цепочки «карточка-корзина-оформление» — сообщит поисковику о том, что в данном магазине покупатель нашел то, что искал, следовательно потребности аудитории из схожего сегмента также могут быть удовлетворены в данном магазине.

Пункт 9. Микроразметка Schema.org

Данный пункт — полностью для поисковиков. Его задача сделать ссылки на товары магазина в выдаче более привлекательными (можно передавать поисковику рейтинг товара, цену и прочие пункты. Подробнее об этом можно узнать в спецификации шемы.орг). Насколько это важно? Сложно сказать, но при внедрении микроразметки, автор данной статьи получил рост +60% органического трафика. Другое дело, что данный эксперимент нельзя назвать чистым и могли сыграть свою роль другие факторы.

Пункт 10. Тайтлы, дескрипшены, заголовки h1 и alt у картинок

Самое очевидное и самое основное: Одно только качественное заполнение мета-тегов и заголовка позволит получить достаточно хороший рост по позициям. Необходимо заполнять:

  • Title
  • Description
  • H1

Опционально — атрибуты alt и title у картинок. А печально знаменитый keywords — в нынешних реалиях почти не учитывается поисковиками (если вообще хоть как-то учитывается). Поэтому заполнением данного тега можно пренебречь.

К слову, большинство CMS позволяют построить определенный шаблон для автоматического заполнения основных тегов (у битрикса вообще все почти элементарно), поэтому заполнение тегов — это не такая уж и сложная работа.

В целом, наверное можно закругляться, ввиду того, что основные пункты по технической сео-оптимизации магазина были рассмотрены выше. Единственное, что не было отмечено в статье — это гипотеза, в рамках которой поисковики уделяют значительное внимание целям, заведенным в их системах статистики и конверсии этих целей. Т.е. можно предположить, что у ряда магазинов в одной товарной категории цели, в целом, совпадают и, следовательно, поисковик отдает предпочтение тому магазину, у которого цепочка «карточка товара — корзина — оформление» имеет более высокую конверсию. Вполне вероятно, что так оно и есть, но, к сожалению, это недоказуемый тезис.