Как не надо «оптимизировать» интернет-магазин

Как не надо «оптимизировать» интернет-магазин

Данная заметка посвящена вопросу о том, какие вещи, по моему мнению, не стоит использовать в seo-оптимизации интернет-магазина. Приведенные в данной заметке утверждения основаны на моем практическом опыте, экспериментах и наблюдениях.

Пункт первый. «Прогоны» по каталогами социальным закладкам и аналогичным по содержанию сервисам.

Этот пункт, думаю, не нуждается в расширенном комментарии. Такие ресурсы, как правило, очень заспамленные и «польза» ссылок с них стремится к нулю. Естественно, маловероятно, что они принесут хоть какой-то трафик.

Пункт второй. «SEO» тексты

По моим наблюдениям, все те факторы, которые, как мантра, повторялись из года в год, по сути просто «высосаны из пальца». Имеется ввиду: плотность ключевых слов, выделение ключей тегами b, strong, em, «расчеты» касающиеся нужного объема символов в тексте и прочие утверждения. Я вполне допускаю, что ранее подобные манипуляции могли давать хорошие результаты, но на данный момент, влияние данных факторов на продвижение ничтожно. Тем более, если вести речь о текстах для интернет-магазинов (Описание товара, текст на странице категории и т.п.) — то тут, на мой взгляд, текст должен быть предназначен в первую очередь для пользователя, а не для поисковой машины. Например, описание товара должно побуждать посетителя к совершению целевого действия, а не являться «водянистым полотном» с набором ключевиков, плотность которых рассчитана по некой «формуле». Я думаю, на этом можно закончить пункт о текстах. Резюмируя: Тексты для интернет-магазина должны быть:

  • Написанные для людей. Эти тексты, как минимум, должно быть интересно читать.
  • Органично вписываться в контекст страницы: Если это карточка товара, то там должно быть описание данного товара, а не описание категории, размещенное в футере. Если это страница бренда — должна быть статья, связанная с данным брендом. На странице категории может быть, например, статья о том как выбрать тот или иной товар или что-то подобное.
  • И в идеале, текст должен побуждать пользователя совершить целевое действие. Условно говоря, пользователь, прочитав текст, должен «захотеть купить» данный товар или услугу.

Пункт третий. SEO-ссылки.

Довольно сложный пункт, который даже в настоящее время вызывает много споров. В свое время, мы, как и все остальные магазины, закупали большие объемы ссылок на биржах типа сапы. Потом, когда Яндекс устроил «показательную порку» одного нашего конкурента, мы оперативно отреагировали на это и снесли разом все временные ссылки. О чем и уведомили Платона. Оглядываясь назад, это решение можно признать верным и своевременным. Мы не потеряли ни капли органического трафика. Возвращаясь к мыслям и наблюдениям: На мой взгляд, полностью исключать влияния ссылочной массы (особенно, если данные ссылки приносят трафик с хорошими поведенческими показателями) нельзя. Что можно назвать хорошими ссылками: Ссылки с крупных новостных ресурсов (Например, если в своей статье на ваш интернет-магазин ссылается рбк или коммерсант, то данная ссылка, будет полезной); Ссылки с тематических форумов (в FMCG довольно сложно это представить, а вот в случае специализированных магазинов вполне себе); Ссылки с блогов на (как правило) главную страницу, в статьях, где автор дает рекомендацию данному конкретному интернет-магазину. На этом мой список «хороших» ссылок заканчивается. Все прочие варианты, по моему мнению, относятся к тому типу ссылок, чье влияние на продвижение ничтожно. Из вышеизложенного понятно, что «хорошие» ссылки либо очень дорогие, либо их невозможно купить. А покупка прочих ссылок — есть пустая трата денег. Лучше меньше, да лучше (С)

Пункт четвертый. Low cost крауд-маркетинг.

Этот пункт прямо следует из предыдущего. Да, стоит признать, что крауд-ссылки могут давать хорошие результаты:

  1. Влияя на позиции в выдаче
  2. Принося небольшой, но качественный трафик

Главный критерий успешности — ссылка должна быть уместной и помогать тому пользователю, который на нее наткнется, решить его проблему.

Что касается «малобюджетного» крауда и «пользы» которую он может принести. Понятно,  что при за относительно небольшую цену можно нанять таких «спецов», что будут брать не качеством и уместностью оставленной ссылки, а их массовостью (с надеждой, что какая-либо часть из оставленных ссылок не будет удалена модераторами ресурсов и останется). Польза от такого массового «посева» очень сомнительно. Как ни называй данное явление, по факту — это лишь еще одна разновидность спама. Будут ли переходы с данных ссылок? Вполне возможно. Но будут ли они качественными? Очень маловероятно. Также такие действия, явно не идут на пользу долгосрочному проекту (коим интернет-магазин является в большинстве случаев). Опять же, лучше «добыть» несколько качественных ссылок с тематических форумов, чем сотню спамных с немодерируемых площадок.

Пункт пятый. «Автоматическое» SEO.

Пункт, посвященный одному моему товарищу, который при каждой встрече спрашивает меня — «А вот все эти сервисы автоматического SEO-продвижения, есть ли от них польза?». И каждый раз я отвечаю ему — «Нет, никакой пользы они не принесут». Мы «обкатывали» один из популярных сервисов на одном нашем магазине. Бюждет был, если не соврать, чуть меньше 300 тысяч рублей в месяц. Сравнивали показатели с другим нашим магазином со схожим ассортиментом, который не участвовал в размещении в данной системе. Результаты? А никаких результатов, которые можно было бы назвать положительными, мы не получили. Зато тратили бюджет, который можно было бы потратить на что-то более полезное, на протяжении нескольких месяцев. По итогам работы с данным сервисом сложилось следующее убеждение: данные сервисы рассчитаны на «недалекого» (и не очень богатого) рекламодателя, который надеется, что вложение своего бюджета в данные сервисы принесет больше прибыли, чем вложение в другие рекламные каналы. По нашему опыту, это не очень разумное решение.

Собственно, в заключение можно сказать, что те пять пунктов, что перечислены в данной статье стоит учитывать при планировании «оптимизации» магазина и, по возможности, не использовать их. Тогда, постепенно (а SEO-продвижение и не дает сиюминутных результатов), магазин будет занимать хорошие позиции.