Семантическое ядро для интернет-магазина. Рациональный подход.

Семантическое ядро для интернет-магазина. Рациональный подход.

В рамках данной статьи рассматривается авторский подход к составлению семантического ядра для интернет-магазина. Данная статья во многом перекликается со статьей «Сбор семантического ядра для поисковых рекламных кампаний», но, в данном случае, охватывается более обширный материал. Само собой, что данный подход не является единственно правильным и он отражает лишь взгляд автора статьи на данный вопрос.

Составление семантического ядра нужно всегда начинать с выбора способа кластеризации ключевых фраз. Очевидно, что при любом подходе фразы в сем. ядре интернет-магазина делятся на коммерческие и информационные (если, конечно, стоит задача работы с информационным трафиком (в дальнейшем) ). Далее же подходы разнятся.

Автор данной статьи, уже достаточно давно,  выработал собственную универсальную модель кластеризации запросов, которая, в общем и целом, зарекомендовала себя достаточно хорошо. Данная модель состоит из трех уровней (они во многом совпадают с нч/вч-запросами, но описывают несколько другую предметную область):

  1. Макроуровень. В него входят наиболее общие страницы: Главная, Страницы со скидками и спецпредложениями, страницы брендов и тому подобные. Т.е. те страницы, которые подходят под коммерческий запрос, но не соотносятся напрямую с каталогом товаров (в большинстве случаев). Например, страница под запрос «Скидки на бытовую технику» — это страница макроуровня.
  2. Мезоуровень. Он включает в себя три подраздела:
    а) Родительские категории каталога. К данному уровню, как следует из названия, относятся запросы, связанные со страницами верхнего уровня каталога: Например, «Крупная бытовая техника», «Климатическая техника», «Товары для ремонта» и тому подобное.б) Дочерние категории без фильтров. Сюда, следовательно, относятся запросы, связанные со страницами категорий каталога: «Кондиционеры», «Утюги», «Телевизоры» etc.в)  Дочерние категории с фильтрами. Сюда относятся запросы, подходящие под шаблон «Название категории + свойство (характеристика)». Например, это может быть запрос «Холодильники Bosch» или «Духовые шкафы с конвекцией». К слову, под фразы данного кластера можно генерировать страницы каталога с многоуровневой фильтрацией (Но, конечно, делать это лучше в разумных пределах).
  3. И, наконец, микроуровень. Собственно, к нему относятся запросы, связанные с товарными страницами. Важным замечанием будет то, что запросы с «хвостиками» «отзывы» и «видео» лучше соотносить с товарными страницами, несмотря на то, что эти запросы не являются однозначно коммерческими. И отзывы и видео о конкретном товаре, по возможности, должны быть размещены на товарной странице.

Итак, с кластерами определились. Теперь, собственно, приступаем к процессу сбора сем. ядра. Понятно, что мы не будем парсить вордстат для того, чтобы получить список запросов для данного магазина. Гораздо логичнее будет обратиться к шаблонам ключевых фраз.

Какую основу мы имеем для построения шаблонов? Очевидно, что это каталог товаров. На его основе мы им будем строить шаблоны и распределять их в соответствии с вышеуказанными свойствами.

Для микроуровня это будут группы запросов [Название товара] + «Добавка». Добавками могут выступать такие слова, как: «Отзыв/ы», «Видео», «Обзор», «Цена», «Характеристики» и тому подобные, связанные с товаром, слова. Наверное, хранить весь комплекс товарных запросов в «физическом» виде, т.е. составлять реальный список (а не просто иметь ввиду, какие запросы относятся к кластеру микроуровня) не имеет смысла.

Для маркоуровня, если вести речь именно о страницах каталога, то основными запросами, конечно, выступают названия верхних разделов каталога. В этот кластер, в самом деле, достаточно записать именно их. Производные от запроса — в каждом случае индивидуально.

А вот с мезоуровнем ситуация интереснее: Первым шагом, конечно, следует добавить в данный кластер названия дочерних категорий. Дальше, на взгляд автора, правильнее будет добавить фразы, созданные по шаблону [Название дочерней категории] + «Добавка». В данном случае, возможными «добавками» будут выступать такие слова, как «недорого», «дешево», «с доставкой» и тому подобные. А третьим, и последним шагом на мезоуровне будет добавление шаблонизированных запросов, собранных по принципу «название раздела» + «характеристика». Проще всего, конечно, создать их на основе запроса к БД сайта (В битриксе, например, это не будет слишком уж большой проблемой). Да, этих запросов получится немало, но если заняться продвижением данного «подкластера» мезоуровня, то, в дальнейшем, это окупится.

В общем и целом, основные вопросы, которые была признана осветить данная статья, рассмотрены. Стоит признать, что терминология «макро-/мезо-/микроуровней» может показаться достаточно тяжеловесной. Но, к сожалению, в противном случае, может возникать путаница. Основной вывод данной статьи — в процессе составления семантического ядра следует минимизировать ручной труд и не стесняться прибегать к шаблонизированному составлению ключевых фраз.